Возможность разработать логотип для университета – это не только вызов, но и большая удача для любого рекламного агентства. Для нас это было вдвойне значимо, ведь, традиционно, большинство сотрудников «Мелехов и Филюрин» (включая самих Мелехова и Филюрина) являются выпускниками НГУ.
У нас не было абсолютной свободы в выборе метафоры для нового логотипа, поскольку маркетинговая команда НГУ к моменту заказа уже имела четкое представление о новом позиционировании университета. Здесь важно отметить, что во время реализации этого проекта мы с сотрудниками университета работали одной командой. И это не просто красивые слова, это самое настоящее партнерство.
О задаче
Есть позиционирование: «НГУ – настоящая наука». Есть понимание, что мы разрабатываем продукт нескольких разных целевых аудиторий: студентов, выпускников, сотрудников университета, российские и иностранные представители научной среды. При этом было желание найти не заезженный, но однозначный для понимания образ, символизирующий науку, образование и Сибирь. Мы прекрасно понимали, что раскрытой книгой или молекулой ДНК нам не обойтись, но и выбрать в качестве символа университета абстрактную, ничего не значащую фигуру означало бы расписаться в собственной беспомощности.
О поиске идеи
Конечно же, мы начали с изучения удачного мирового опыта. В мировой практике образовательного логотипостроения можно четко проследить несколько основных тенденций. Одна из важнейших – изображение на логотипе главного здания образовательного учреждения, но в случае с НГУ на эту роль претендуют два корпуса – старый и новый.
Другое большое направление – геральдика, актуальная для университетов с многовековой историей. Также мы нашли немало символов, указывающих на географическое месторасположение учреждения: элементы флага государства, местное растение, достопримечательность.
Отдельной, особо заинтересовавшей нас группой, стали современные «умные логотипы», которые с помощью минималистских средств передают довольно сложные идеи. Например, логотип университета города Аальто, который с помощью знаков препинания, говорит о том, что открыт к диалогу, готов стать площадкой для высказывания различных мнений.
Или логотип технологического университета Лапеенранта, в котором знак амперсанта указывает на связь науки и бизнеса.
Прекрасный пример минимализма в дизайне логотипа легендарного Массачусетского технологического института.
О решении
В итоге бесконечных поисков был найден искомый символ, отвечающий всем нашим критериям – надстрочная звёздочка (астериск) классический знак сноски или примечания.
В логотипе мы видим его дважды: над буквой N и перед слоганом, и это однозначно указывает на то, что мы видим сноску. И это же указывает на науку, ведь она тем и отличается от свободного творчества, что всегда опирается на факты и предыдущий опыт.
О других элементах логотипа
Буква N – «священная корова» в научном мире, и это не только обозначение азота в химии, но и «город N» в литературе, Это знак неизвестного, обозначение Севера на компасе, первая буква в NSU.
Безусловно, для нас более привычно обозначение НГУ, но, увы, оно совершенно непригодно для работы с иностранными партнерами, да и за пределами Сибири, эта аббревиатура не считывается однозначно как Новосибирский государственный университет. И потому было решено занять букву N, пока эта идея не пришла в голову кому-то другому.
У нового логотипа НГУ нет единого цвета. Для научного сообщества это серый текст с красной сноской, для студенческой аудитории используется астериск зелёного цвета, а для иностранцев он становится голубым, чтобы напоминать снежинку.
В качестве основного элемента фирменного стиля используется «бабл» – диалоговое окно, мысли героя в облачке над головой, как в комиксах. Его цель – подчеркнуть готовность к диалогу и открытость мышления студентов и сотрудников НГУ.